Поигрался с калькулятором «специальная программа расчета температуры нагрева». Изучил пример. Поделюсь «теоретическим» выводом.
Приблизительно во всем диапазоне температур для пары вал цанговый патрон 8мм из стали С45 пред натяг уменьшается на одну сотку 0.01мм на каждые 100С градусов разницы температур (вал-патрон). То есть для уменьшения 0.1мм пред натягом в ноль нужна разница в 1000С градусов. Если максимальный нагрев 400С градусов, то натяг максимально можно уменьшается на 0.04мм. С прогревом ситуацию прояснили.
При изучении примера развеялся собственный миф о том, что свободная посадка будет при 0мм натяге. В примере, что идет вместе с калькулятором, для свободной посадки добавляют 0.1мм (то есть для валов диаметром 8мм это еще 1000С градусов). В примере правда используется вал 60мм, и для этого диаметра уменьшение зазора на 0.139мм достигается уже при 200С градусах (что вполне реально).
Озадачился вопросом, при каком натяге вал-патрон схватывается мертво, как на выше указанном видео.
А также ищем информацию каков зазор свободной посадки для валов диаметром 8мм? Если требуется шлифовать патрон, то неплохо бы знать и понимать до какого предела разумно дорабатывать.
==========================================================
Вот нашел немного конкретики. Начну с копии постов:
С другого форума.
«Не-е, на вал 20мм, втулку 19,98 руками ни в жисть не одеть. От руки можно одолеть только зазор, начиная с зазора 0,03мм (после определённой практики). Зазор 0,06 мм уже будет произноситься как, плотная посадка (в понимании строителей ). А 0,08 - 0,1 мм уже как скользящая. При условии, что, сопрягаемые детали чистые и без задиров.»
С этого форума
Мехханик – ему отдельное спасибо.
«Если насаживать патрон "по науке", то надо сделать следующее:
-измерить диаметр вала и диаметр отверстия патрона (например, электронным штангенциркулем). Определяем величину натяга. Для таких небольших диаметров разница должна быть 0-0,02 мм. Т.е. натяг не более двух соток. С таким натягом патрон спокойно сядет на вал из-под нагрева горелкой до легкого посинения патрона.
Если натяг слегка больше, то может понадобится после нагрева еще запрессовать патрон.
Если натяг более 0,05 мм, то я даже не пытался бы насадить такой патрон, надо искать развертку на диаметр 5, 98 мм и развернуть отверстие патрона. Или в крайнем случае сверлом.
Но обязательно перед насаживанием измерьте диаметры вала и патрона, иначе есть большой риск испортить и двигатель, и патрон.»
Пускай речь идет про разные диаметры, складываем то что есть. Из первого приведенного поста берем минимальный зазор для посадки руками (после определённой практики) 0.03мм. Из второго приведенного поста максимальный натяг не более 0.02мм. Складываем 0.03мм+0.02мм=0.05мм то есть греть надо более 500С гредусов, что и подтверждается в посте «до легкого посинения». Вроде как теория и практика сблизились. Выходит шлифовать нодо с точностью плюс минус одна сотка от диаметра вала+0.01мм.