ЭКСПРЕСС ВОПРОС Выжигание по светлой фанере

JC Denton

НЕ ТОЛЬКО ЧИТАЕТ
ПРОВЕРЕННЫЙ
Регистрация
31.01.2022
Сообщения
2
Реакции
16
Баллы
73
Недавно купил себе набор небольших фанерных листов толщиной 3 мм для классического выжигательного аппарата в надежде, что хорошо подойдёт для лазера. Фанера берёзовая, на вид качественная, без сучков, с завода отшлифована. До этого выжигать пробовал только по каким-то мусорным обрезкам, как светлым, там и тёмным. По тёмной фанере толщиной 6 мм получалось весьма неплохо, особенно после того как посмотрел обучалки по фокусировке лазера и подстройке ускорений. А вот новая светлая фанера никак не даётся, качество прыгает от картинки к картинке. Всевозможные "настроечные таблицы" выжигает плохо, а на растровых изображениях плохо получаются полутона. Может пережигать чёрные участки, но недожигать светлые - серые области получаются как бы рваные, если получаются вообще. Хотя вот цветовой круг на светлой разок получился даже лучше. Высоту лазера подстраивал с учётом разности в толщине заготовок.
Лазер на китайские 15 Ватт с длиной волны 450 нМ.
Картинки для выжигания пробовал в том числе предварительно обрабатывать в GIMP или Inkscape: резкость подкрутить, сразу в ч/б перегнать и т.д. Опять же - по тёмной выжигает хорошо при минимальных манипуляциях с изображением, а по светлой иногда ни в какую.
Настройки GRBL следующие:
$0=10 (Step pulse time)
$1=255 (Step idle delay)
$2=0 (Step pulse invert)
$3=2 (Step direction invert)
$4=0 (Invert step enable pin)
$5=0 (Invert limit pins)
$6=0 (Invert probe pin)
$10=1 (Status report options)
$11=0.010 (Junction deviation)
$12=0.002 (Arc tolerance)
$13=0 (Report in inches)
$20=0 (Soft limits enable)
$21=0 (Hard limits enable)
$22=0 (Homing cycle enable)
$23=0 (Homing direction invert)
$24=25.000 (Homing locate feed rate)
$25=500.000 (Homing search seek rate)
$26=250 (Homing switch debounce delay)
$27=1.000 (Homing switch pull-off distance)
$30=1000 (Maximum spindle speed)
$31=0 (Minimum spindle speed)
$32=1 (Laser-mode enable)
$100=800.000 (X-axis travel resolution)
$101=800.000 (Y-axis travel resolution)
$102=800.000 (Z-axis travel resolution)
$110=2000.000 (X-axis maximum rate)
$111=2000.000 (Y-axis maximum rate)
$112=1000.000 (Z-axis maximum rate)
$120=1000.000 (X-axis acceleration)
$121=1000.000 (Y-axis acceleration)
$122=1000.000 (Z-axis acceleration)
$130=200.000 (X-axis maximum travel)
$131=200.000 (Y-axis maximum travel)
$132=200.000 (Z-axis maximum travel)
Для выжигания использую LaserGRBL. S max ставил от 800 до 900, S min от 0 до 200. Режим выжигания M4. Для растра использую выжигание диагональными линиями с разрешением от 6 до 10 линий на миллиметр.
Сегодня попробовал покрыть несколько листов дешёвой морилкой под лиственницу. После подсыхания выжигаться стало намного лучше, пускай и не так же, чем по пресловутой тёмной фанере без роду и племени.
Для примера приведу сравнение изображений на светлой и тёмной фанере.
Тёмная:
photo_2022-03-02_00-45-27 (3).jpg
Здесь изображены 5 линий и штриховок с шагом мощности от 20% до 100% на скорости 1200 мм/мин. Видно, что рисунок проявляется уже при 40%, линию и штриховку при 20
% ожидаемо не видно.

Светлая:
photo_2022-03-02_00-45-27 (4).jpg
Этот же самый тест, но на скорости 800 мм/мин. Линия и штриховка, соответствующие 40% мощности едва видны. Слева можно видеть фрагмент цветового круга.
И последнее фото с кучей попыток выжечь одну и ту же картинку на разных настройках мощности и скорости. Видно, что либо перегорают волосы и полотенце, либо не видно линий пресса.
photo_2022-03-02_00-45-27 (5).jpg

Собственно вопросы: какие настройки выжигания наиболее оптимальны для сложных изображений с полутонами? В чём природа такой неравномерности прожига разных цветов, если даже бросовая фанера поддаётся лучше? Всё таки хочется выжигать и по светлой поверхности, да и больно много мороки каждый раз заранее красить фанеру, а потом ещё неделю держать под прессом, пока она перестанет выгибаться.
 

Вложения

  • photo_2022-03-02_00-45-27 (2).jpg
    photo_2022-03-02_00-45-27 (2).jpg
    364.3 KB · Просмотры: 21
  • photo_2022-03-02_00-45-27.jpg
    photo_2022-03-02_00-45-27.jpg
    320.8 KB · Просмотры: 37
Решение
подретушировал и изменил размер до 1594x2254 и при 300 dpi.
Я, когда готовлю рисунок для гравировки в Фотошопе, всегда устанавливаю для него разрешение 300 dpi и тот размер в сантиметрах, с которым в дальнейшем планирую его выжигать.
При загрузке файла в LaserGRBL, если поставить птичку в этом окне, то этот размер и будет задан для выжигания.

35440
Фанера берёзовая, на вид качественная, без сучков, с завода отшлифована.
Вероятнее всего эта фанера была на заводе химическим путем отбеленная. При этом равномерность пропитки, из за разности (разнородности) структуры самой фанеры оказалась разной. Из за этого и такие проблемы при выжигании лазером. На это косвенно указывает вот эта ваша фраза (цитирую) " Сегодня попробовал покрыть несколько листов дешёвой морилкой под лиственницу. После подсыхания выжигаться стало намного лучше, пускай и не так же, чем по пресловутой тёмной фанере без роду и племени. "
На мой взгляд выход здесь один - или использовать все ту же светлую водную морилку цвета лиственница, или обработать эту фанеру раствором соды.
Для того, чтобы фанеру меньше коробило, после пропитки содой или морилками, я стараюсь быстро высушивать её техническим феном. И обязательно после всех процедур пропиток, фанеру нужно прошлифовать мелкой наждачкой, а затем убрать пыль пылесосом.
 
Василич, а Вы не пробовали перед выжиганием обработать поверхность твёрдым маслом? Фанера при этом заметно темнеет без набухания и принимает вид вполне законченного изделия. Сам то я пока ещё не выжигал, но лазер на днях из Китая получил. Теперь запасаюсь знаниями.:)
 
Небольшое дополнение по вопросу предварительной обработки древесины.
Воспользовался методом пропитки фанеры раствором соды. Встречал в интернете варианты как с деликатным "покрасом" доски раствором при помощи кисточки или опрыскивателя, так и с купанием всей доски в растворе и растирании губкой. Воспользовался вторым методом. То ли раствор был слишком концентрированный, то ли сама эта фанера оказалась настолько специфической, но по итогу лучше не стало. Теперь фанера постоянно перегорает, либо следа практически не остаётся на участках, которые должны иметь условный серый цвет. Запах горелого ощутим даже при поддуве вентилятором или холодным феном. Обработку наждачкой производил, потом ещё попробовал промыть и протереть доску чистой водой, но вернуться даже к прежнему уровню не вышло.

В общем, полагаю, что в этот раз была уже сугубо моя ошибка, что так грубо подошёл к процессу обработки, но зато это послужит уроком остальным. Либо с содой нельзя перебарщивать, либо откровенно купать заготовку в растворе само по себе - плохая идея.

Ну и, если честно, кажется мне, что не всякая доска для ручного выжигания хороша для гравировки лазером. Полагаю, что проще и дешевле купить в строительном магазине обыкновенный фанерный щит качеством поприличнее. Другое дело, что переть его из строймага будет трудновато без машины, если только сразу на месте на мелкие листы не раскроить.

Раз уж выдалась пара дней экспериментов, покажу примеры выжигания по фанере, покрытой морилкой и на доске, обработанной содой. К слову, изображения с эффектом сепии или в чёрно-жёлтой гамме на покрашенной доске выглядят чудесно.
 

Вложения

  • photo_2022-03-04_14-00-54 (2).jpg
    photo_2022-03-04_14-00-54 (2).jpg
    130.1 KB · Просмотры: 50
  • photo_2022-03-04_14-00-54.jpg
    photo_2022-03-04_14-00-54.jpg
    226.1 KB · Просмотры: 44
с купанием всей доски в растворе и растирании губкой. Воспользовался вторым методом. То ли раствор был слишком концентрированный, то ли сама эта фанера оказалась настолько специфической, но по итогу лучше не стало. Теперь фанера постоянно перегорает
Я развожу раствор соды 1 чайная ложка на 250 г. (стакан) воды. Покрываю фанеру с помощью широкой (~ 4-5 см) малярной кистью. Пробовал использовать губку - не понравилось, простое окрашивание кистью по мне - лучше.
кажется мне, что не всякая доска для ручного выжигания хороша для гравировки лазером.
Соглашусь с этим, тем более эта фанера химически отбелена на заводе, а какой отбеливатель использован - вопрос. Есть целая линейка таких отбеливателей, которые применяются в строительстве и ремонте, позволяющие отбеливать старые деревянные поверхности. Пропитал таким отбеливателем старую доску - и вот перед нами светлая, почти свежая древесина.
изображения с эффектом сепии или в чёрно-жёлтой гамме на покрашенной доске выглядят чудесно
Я об этом и говорю
 
И снова не даёт покоя хитрая фанера.
На этот раз добыл фанерный берёзовый щит толщиной 4 мм марки ФК сорта 3/3, если верить моим глазам. В общем не супер, но и не сучковатое чудовище. Шлифую его либо вручную, либо реноватором с наждачкой P-120. На ощупь получается гладко, но всё равно остаются небольшие трещинки.
Стабильное выжигание с полутонами по чистой фанере всё ещё никак не даётся. Цветовой круг, как в постах выше, то даёт только самые тёмные сектора, то перегорает, другие растровые изображения - аналогично.
Кроме морилок опробовал также разведённую в воде акриловую краску телесного цвета, чтобы не скрывать древесину. Получается тоже неплохо, но опять же - нестабильно, тем более её ещё и наносить нужно равномерно и аккуратно.

Вроде бы люди с куда более слабыми лазерами делают шикарные работы с разнообразными оттенками. Понятное дело, что китайское качество и китайские ватты, но от 15 Ватт я ожидал бОльших успехов...

Во-первых, нормально ли вообще, что одно и то же изображение на одном и том же куске фанеры со сходными настройками может получаться как прилично, так и отвратительно? Должна ведь быть хоть какая-то закономерность. Мне для каждого удачно сделанного значка 50X50 миллиметров нужно извести минимум лист размером со всё рабочее поле, и то не факт, что получится.

Во-вторых, стоит ли много заморачиваться с ретушью изображений в редакторах, особенно с яркостью-контрастом? Всё ещё никак не могу поймать эту границу, когда светлый участок чудесно и чётко видно на мониторе, но совершенно не видно на фанере. Мне кажется, что чем больше стараюсь и кручу всякие ползунки, тем хуже получается.

Влияет ли вообще на что либо высота лазера над заготовкой, если луч сфокусирован? Глупый, наверное, вопрос, но после каждой смены лазера на шпиндель и обратно начинается эта утомительная процедура подбора высоты, кручения линзы, гоняния всех возможных тестов на фокус и мощность луча... Обычно высоту ставлю так, что от нижней грани радиатора до поверхности заготовки ~50 миллиметров и ~35 миллиметров от среза колпачка линзы до поверхности.

Может ли оказаться так, что фанера попросту отсырела за время хранения и из-за этого потеряла податливость? Щит, чёрт знает сколько, лежал на даче в неотапливаемом помещении.

Может ли состояние линзы повлиять на работу на малых мощностях? Протирал её от пыли ватными палочками с фильтрованной водой или микрофибровой тряпочкой. А то про всю эту просветлённую оптику так говорят, что в её сторону даже дышать опасно, только я об этом потом узнал.

Кстати, обработка содой пока даёт отрицательный результат. Полутона вообще исчезают даже на этой строительной фанере, либо резко темнеют, остаётся только абсолютно чёрное и абсолютно белое. Размешивал одну чайную ложку в стакане фильтрованной воды. Думаю повторить опыт с ещё меньшим количеством соды, потому что нигде больше подобных жалоб не встречал.

Для примера привожу несколько новых фотографий. У исходника картинки немца с маузером всего три цвета, поэтому он вышел очень чётким. Офицеры с "Родина слышит" в жизни выглядят почётче, но всё равно далеко от идеала. Оба значка сделаны на фанере с морилкой под лиственницу. На черновике видно, что господа офицеры выходят либо слишком тёмными, либо покрываются тёмными трещинами на лицах, да контраст подводит. Рожа в балаклаве также слишком тёмная, а вот в левом нижнем углу доска была покрыта разведённой краской, и там получилось прилично. Для сравнения также прикладываю отредактированные исходники изображений.

Выжигание, как и в прошлые разы делаю на скорости от 800 до 1200 мм/мин и мощностью лазера Smin от 0 до 200, Smax от 700 до 900.
 

Вложения

  • Маузер.jpg
    Маузер.jpg
    306.3 KB · Просмотры: 29
  • Родина слышит.jpg
    Родина слышит.jpg
    266 KB · Просмотры: 25
  • Черновики.jpg
    Черновики.jpg
    240.6 KB · Просмотры: 24
  • New napas.png
    New napas.png
    250.2 KB · Просмотры: 23
  • Mauser b&w.png
    Mauser b&w.png
    177.8 KB · Просмотры: 21
  • Родина слышит b&w.png
    Родина слышит b&w.png
    304 KB · Просмотры: 31
стоит ли много заморачиваться с ретушью изображений в редакторах, особенно с яркостью-контрастом? Всё ещё никак не могу поймать эту границу, когда светлый участок чудесно и чётко видно на мониторе, но совершенно не видно на фанере
Обработка в редакторах любого рисунка для выжигания, на мой взгляд обязательна. И еще такой совет,когда загружаете рисунок для прожига в LaserGRBL, посмотрите на монитор через защитные зеленые очки, те, что из комплекта лазера. По рисунку, можно с большой степенью достоверности, увидеть, как будет выглядеть рисунок после прожига. И если картинка на мониторе малоконтрастная и темная, то лучше снова с ней поработать в фото редакторе.
Влияет ли вообще на что либо высота лазера над заготовкой, если луч сфокусирован? Обычно высоту ставлю так, что от нижней грани радиатора до поверхности заготовки ~50 миллиметров и ~35 миллиметров от среза колпачка линзы до поверхности.
Ну если верить той ссылке, где вы выше приводили на страницу продажи аналогичного 15 Вт лазера, то на ней указано фокусное расстояние 1,8 см.
Для моего последнего лазера это расстояние на странице продавца указано в 35 мм, мощность лазера 7 Вт. Хотя, тот лазер, мощностью в 1 Вт,что изначально шёл в комплекте с лазерным гравером, был закреплен на высоте примерно 80-85 мм от точки фокусировки.
 
Ну если верить той ссылке, где вы выше приводили на страницу продажи аналогичного 15 Вт лазера, то на ней указано фокусное расстояние 1,8 см.
Вот на этот момент про "паспортное" фокусное расстояние тоже обращал внимание, но подумал, что это опечатка, и на самом деле написано в дюймах (получается ~45 мм). Ещё ориентировался на руководство одного иностранного автора, где он тоже писал про примерно 50 миллиметров от радиатора, пускай и с другим лазером, а я как раз сам на такой высоте удачно фокус поймал.
Возможно действительно стоит уменьшить расстояние. Сделал себе первый жертвенник, но он толщиной всего 4 миллиметра, а до этого заготовки клал на толстый лист ДСП. Может быть поэтому раньше получалось лучше. Позже выложу отчёт о новом опыте.
 
Полагаю, эксперимент можно считать удачным.
Во-первых, по совету выше уменьшил расстояние между заготовкой и лазером до паспортных 18 миллиметров. К сожалению, нормального жертвенника у меня нет, к тому же он толщиной всего 4 миллиметра, поэтому пришлось в качестве временного решения подложить под него толстый лист ДСП, которым пользовался до этого. Выглядит ужасно, но пока лучшего не имею.
На строительной фанере ФК 4/4 (разглядел таки маркировку) толщиной 4 миллиметра, без какой либо предварительной обработки, кроме шлифовки, попробовал выгравировать новую картинку. Ради интереса решил не делать никакой ретуши, т.е. загрузил её в LaserGRBL в цветном виде и первоначальном разрешении 700X944. При автоматическом подборе размера вышло где-то 60X80 мм. Как разрешение, так и размер гравировки значительно больше, чем то, что я делал до этого. На мой взгляд получилась "Нефть-матушка" пристойно, во всяком случае приличнее, чем предыдущая "Родина слышит", при том, что фанера намного хуже качеством и без покрытия.
А вот следующей попыткой я был крайне доволен. Взял лист пресловутой 3 мм фанеры для выжигательных аппаратов и покрыл его в несколько слоёв разведённой акриловой краской (цвет на банке указан как "Какао 703 - глянцевый"). Раствор сделал на глаз: примерно 100 мл воды и в неё несколько раз окунул небольшую кисть для рисования, покрытую краской. Затем широкой на этот раз кистью затонировал лист, просушивая между каждым слоем феном. Затем взял ещё одну картинку разрешением 849x1200, подретушировал и изменил размер до 1594x2254 и при 300 dpi. Итоговый размер гравировки вышел примерно 135x190 миллиметров. Пределы мощности лазера поставил от 100 до 900, скорость - 1000 мм/мин при 5 линиях на мм. Гравировалось около трёх часов. Вышло просто чудесно на мой взгляд. Полутона видно хорошо, никаких "разрывов" цветов и довольно чёткие контуры. К тому же краска такого цвета с одной стороны выглядит симпатичнее чистой фанеры, а с другой стороны несильно прячет "деревянность" поверхности, что на мой взгляд плюс. Всё таки жёлтая морилка, которой пользовался до этого, слишком яркая, поэтому не всем изображениям подходила.
Выводы:
Расстояние до заготовки, пожалуй, всё же лучше оставлять близким к фокусному, указанному в характеристиках лазерного модуля.
Разбавленная акриловая краска даёт хороший результат даже на низкопробной фанере.
А самое главное - надо изображения в нормальном разрешении брать и не торопиться. Как минимум стоит поднять разрешение в редакторе изображений, например, в GIMP. Стоило чуть больше постараться, как получился замечательный результат. Как всё было просто, однако...
 

Вложения

  • unknown.png
    unknown.png
    1.1 MB · Просмотры: 31
  • Neko-scan.jpeg
    Neko-scan.jpeg
    635.9 KB · Просмотры: 45
подретушировал и изменил размер до 1594x2254 и при 300 dpi.
Я, когда готовлю рисунок для гравировки в Фотошопе, всегда устанавливаю для него разрешение 300 dpi и тот размер в сантиметрах, с которым в дальнейшем планирую его выжигать.
При загрузке файла в LaserGRBL, если поставить птичку в этом окне, то этот размер и будет задан для выжигания.

35440
 
  • Последнее редактирование:
Последнее редактирование:
Для выжигания картин, я сижу в фотошопе обрабатываю уровни, дальше в raw обработке играюсь с выдержкой и резкостью, потом не хилая махинация с осветление основы-инверсия-размытия по гауссу , для выделения основных линий, лишний шлак в этом убираю. Потом это все умножаю. Дальше уже сохраняю два варианта и на печать. Пример последней. Первое фото обычное после обработки, второе фото с добавлением основных линий. 3 и 4 пример поступившей фотки и ее заключительный вариант. Размеры 300 dpi и А1 1-ая и А2 2-ая
Ваши сообщения автоматически объединены:

Вот только если често, пока не врубился, хоть с картинами уже 3-ий год работаю, чем белее фото тем дольше делается, например та что с парнем в размере 600*800, в два прохода ( не врублю почему не делает контрастность изначально) делается хороших 55 часов на скоростях 4000 и 2000 мм/мит соответственно, в lasergrbl выставляю яркость и контрастность на 100, белый клип 1. Размытие sierralight качество 5 линий/мм все фотки попробую приложить
 

Вложения

  • 8ED9C182-ACBA-4F2D-A193-771479944058.jpeg
    8ED9C182-ACBA-4F2D-A193-771479944058.jpeg
    110.1 KB · Просмотры: 26
  • 6468E5F4-5BAF-40F3-8A2D-5E6D4F2AAC30.jpeg
    6468E5F4-5BAF-40F3-8A2D-5E6D4F2AAC30.jpeg
    115.5 KB · Просмотры: 18
  • BC1446A7-573D-4999-B8F6-4A40E81F20CD.jpeg
    BC1446A7-573D-4999-B8F6-4A40E81F20CD.jpeg
    34.1 KB · Просмотры: 16
  • 4384CCB3-DA24-456E-8746-A7744936F721.jpeg
    4384CCB3-DA24-456E-8746-A7744936F721.jpeg
    153.6 KB · Просмотры: 16
  • F5C58512-3102-4FB5-AD43-B5D06AFD288B.jpeg
    F5C58512-3102-4FB5-AD43-B5D06AFD288B.jpeg
    110.1 KB · Просмотры: 19
  • 8FA75BAE-9368-47E7-B5D6-50FEE402C7C1.jpeg
    8FA75BAE-9368-47E7-B5D6-50FEE402C7C1.jpeg
    144.7 KB · Просмотры: 20
  • 100A3636-9E88-442E-A663-B5C5007B588C.jpeg
    100A3636-9E88-442E-A663-B5C5007B588C.jpeg
    107.2 KB · Просмотры: 19
  • 84B6B67F-14A1-4EDF-A3FD-4FC59BAB087C.jpeg
    84B6B67F-14A1-4EDF-A3FD-4FC59BAB087C.jpeg
    115.5 KB · Просмотры: 20
Вот только если често, пока не врубился, хоть с картинами уже 3-ий год работаю, чем белее фото тем дольше делается, например та что с парнем в размере 600*800, в два прохода ( не врублю почему не делает контрастность изначально) делается хороших 55 часов на скоростях 4000 и 2000 мм/мит соответственно, в lasergrbl выставляю яркость и контрастность на 100, белый клип 1. Размытие sierralight качество 5 линий/мм все фотки попробую приложить
Хм... хорошая идея делать в два прохода, при двух проходах происходит умножение цвета, надо поэкспериментировать. При выжигании точками контрастность не особо проявляется. Как я понял вы потом контуром добиваете? 5линий/мм это 127dpi, а при выжигании точками рекомендуется делать от 200dpi, т.е. от 8линий/мм, поправьте меня если я не прав.
 
Maxagg, да отдельную картинку загружаю, она идёт чисто белая, но с основными линиями контуром.
Насчёт dpi, то что вы говорите это вроде как в lightburn, если выставить интервал строк 0.2 на мм, тоже что 5 линий/мм, то тогда будет 127 dpi, не зависимо от изначальной картинки.
Когда я загружаю фото в фотошоп то там сразу меняю на 300 dpi, потом уже когда загружаю в lasergrbl то там выставляю 5 линий/мм а в окне где мощность и скорость ставлю галочку, на autosize 300 dpi. и она даёт мне нужный мне размер и 5 линий/мм
 
Maxagg, да отдельную картинку загружаю, она идёт чисто белая, но с основными линиями контуром.
Насчёт dpi, то что вы говорите это вроде как в lightburn, если выставить интервал строк 0.2 на мм, тоже что 5 линий/мм, то тогда будет 127 dpi, не зависимо от изначальной картинки.
Когда я загружаю фото в фотошоп то там сразу меняю на 300 dpi, потом уже когда загружаю в lasergrbl то там выставляю 5 линий/мм а в окне где мощность и скорость ставлю галочку, на autosize 300 dpi. и она даёт мне нужный мне размер и 5 линий/мм
И в итоге у вас получается конечная dpi 127
 
Сверху Снизу
Обнаружен блокировщик рекламы AdBlock

МЫ ДОГАДЫВАЕМСЯ, ЧТО РЕКЛАМА ВАС РАЗДРАЖАЕТ!

Конечно, Ваше программное обеспечение для блокировки рекламы отлично справляется с блокировкой рекламы на нашем сайте, но оно также блокирует полезные функции. Мы стараемся для Вас и не обязываем Вас донатить и скидывать денег на наши кошельки, чтобы пользоваться форумом, но реклама это единственное, что позволяет поддерживать проект и развивать его.

Спасибо за Ваше понимание!

Я отключил свой AdBlock    Нет, я не буду ничего отключать