ЕСТЬ РЕШЕНИЕ ПОЛЕЗНО Легкий и удобный способ устранения люфта и регулировки натяга гайки ходового винта

DmitriiS

МЕСТНЫЙ
ПРОВЕРЕННЫЙ
Регистрация
03.05.2021
Сообщения
19
Реакции
19
Баллы
13
Форумчане, добрый день. Собрал себе самодельный станочек, пока собирал нашел, как мне кажется, несколько полезных решений, от делюсь одним из них.
Легкий и удобный способ устранения люфта и регулировки натяга гайки ходового винта.
Обычная гайка устанавливается в стандартный держатель длинной стороной внутрь и надевается на винт. Со второй стороны так же длинной стороной внутрь через силиконовую сантехническую шайбу устанавливаться другая гайка или ответная часть от первой. Затягивается на нужное усилие до устранения люфта. Силиконовая прокладка прекрасно держит натяг за счет прилипания к корпусу и не дает гайке отвинтиться, одновременно выполняя функцию амортизатора, а в случае появления небольшого износа всегда удобно чуток подтянуть.
28619

28620
 
Фиксация от проворота необходима. Силиконовая шайба аналог пружины. От проворота не удержит.
 
Фиксация от проворота необходима. Силиконовая шайба аналог пружины. От проворота не удержит.
На моей практике силы трения шайбы при адекватном уровне натяга было достаточно на всех трех осях, так как она точно больше силы трения вала о гайку. Ничего не открутилось.
 
Так же этими сантех прокладками?)
 
Со второй стороны так же длинной стороной внутрь (если поместится) через силиконовую сантехническую шайбу устанавливаться другая точно такая же гайка или ответная часть от первой.
Вариант: винты второй гайки должны проходить в нарезанной для них в ней резьбе и упираться в держатель первой гайки. От прокрута могут защитить пазы напротив этих регулировочных винтов в держателе первой гайки (желательно, чтобы пазы имели диаметр совсем немного больший диаметра регулировочных винтов). Пружины между головками регулировочных винтов и второй гайкой не дадут им самопроизвольной менять преднатяг, установленный пользователем.
 
Вариант: винты второй гайки должны проходить в нарезанной для них в ней резьбе и упираться в держатель первой гайки. От прокрута могут защитить пазы напротив этих регулировочных винтов в держателе первой гайки (желательно, чтобы пазы имели диаметр совсем немного больший диаметра регулировочных винтов). Пружины между головками регулировочных винтов и второй гайкой не дадут им самопроизвольной менять преднатяг, установленный пользователем.
Так тут суть в том, что вторая гайка вообще не крепитя винтами к корпусу держателя, за счет чего возможно создать нужный натяг
 
Так тут суть в том, что вторая гайка вообще не крепитя винтами к корпусу держателя, за счет чего возможно создать нужный натяг
С винтами она тоже не крепится. Винты просто упираются в корпус и силой этого упора и выбирается зазор.
 
Так тут суть в том, что вторая гайка вообще не крепитя винтами к корпусу держателя, за счет чего возможно создать нужный натяг
Натяг создается, отталкивая регулировочными винтами вторую гайку от держателя первой гайки. Жестко с возможностью регулировки и без авось надежды на пружину-силикон....
Все разговоры, что износ винта может быть неравномерным и для этого нужна пружина, от лукавого. Тогда давайте и на ШВП пружины прицепим, ведь может же так случиться, что винт ШВП будет в основном в середине изнашиваться (метод от противного, так сказать)....:)
Изнашиваться будет латунь, а регулировочными винтами этот износ иногда можно будет опять отрегулировать до нужного минимального люфта.
 
Натяг создается, отталкивая регулировочными винтами вторую гайку от держателя первой гайки. Жестко с возможностью регулировки и без авось надежды на пружину-силикон....
Все разговоры, что износ винта может быть неравномерным и для этого нужна пружина, от лукавого. Тогда давайте и на ШВП пружины прицепим, ведь может же так случиться, что винт ШВП будет в основном в середине изнашиваться (метод от противного, так сказать)....:)
А можете фото сделать?
 
  • Последнее редактирование:
Последнее редактирование:
А можете фото сделать?
Есть фото, отработанное многими на CNC3018 PRO:
А это с уже положенными где надо пружинами:

Жаль видео теперь недоступно, а то и послушать можно было когда есть люфт с пружиной и когда он минимизирован винтами без пружины:
"...
После резки и фрезеровки ЛДСП люфт по всем осям усилился, снятие карты высот и гравировка текстолита стали просто невозможны без серьёзных погрешностей, по всем осям при усилии ниже среднего ощущался люфт ~0.5-07 мм, стал разбираться и обнаружил что это как раз расстояние той самой антилюфт. гайки до пластика, а так как пружина очень слабая, я бы сказал никакая, то как я понимаю вначале он был не так очевиден, из-за того что гайка и вал, направляющие с линейными подшипниками не притёрлись... после ЛДСП всё это "разболталось"...
Как обещал выкладываю фото-видео: ..."
 
  • Последнее редактирование:
Последнее редактирование:
На больших станках, люфт выбирается за счет сборной гайки , когда ее левая половина, накручивается на правую и фиксируется стопорным винтом. Такое работает когда нет больших пробегов и износов, потому что люфт на самом деле, нужен, чтобы винтовая пара работала.

Поэтому, достаточно просто с двух сторон на кубик с отверстием установить 2 гайки. Одну зафиксировать сразу, а вторую накрутить так, чтобы она максимально притянулась к кубику с другой стороны. А потом в этой точке просверлить отверстие с резьбой и закрутить винт. Наверное, если установить еще и резиновую прокладку, а потом подтянуть к ней, то при это даст какую-то небольшую упругость.

Вопрос в том, что люфты изначально в программах считаются в обе стороны. А если у вас будет постоянно поджата только одна сторона, то наверное будет какая-то проблема с движением в эту сторону, когда преднатяг работать уже не будет. Но тут тоже есть свои тонкости. К примеру, обработка может быть как по ходу, так и против хода. Наверное это может решить вопрос с гайкой, если только вы ее правильно установили. Т.е. преднатяг с нужной стороны.

С осью Z проще всего, если снизу поджать каретку пружиной, надев ее на ходовой винт. Я так себе планирую сделать. Это нужно чтобы ось не отжимало и она постоянно была в верхнем положении.

А вот с X и Y подойдет только вариант с накручиванием двух гаек между собой. И будь это простой фрезер, проблем бы не было. А у нас ЧПУ, значит будет износ сильный, если выбирать весь люфт. И тут единственное решение, ничего не поджимать, а просто учитывать люфты программно в обе стороны и наверное, ставить ШВП пары. Как и делают все , кто производит станки с ЧПУ. Либо, как выше писал, преднатяг с нужной стороны, в соответствии с направлением обработки.
 
  • Последнее редактирование:
Последнее редактирование:
А если у вас будет постоянно поджата только одна сторона
Что значит - только одна сторона?
Есть резьба на ведущем винте. Есть резьбы на ведомых гайках. Устранение люфта возможно двумя способами:
- на сжатие (гайки стремятся к друг другу в процессе)
- на растяжение (гайки в результате регулировок разводятся друг от друга).
На мой взгляд, в таком случае нет преимущества люфта при движении в одну сторону по отношению к движению в другую сторону. Всё симметрично.


А у нас ЧПУ, значит будет износ сильный, если выбирать весь люфт.
Что значит - выбрать весь люфт?
Все выбирают люфт по приборам или по наитию, но так, чтобы движение оставалось на взгляд регулирующего достаточно свободным, исключающим сильный износ. Если при этом останется люфт, к примеру 5 мкм, а CNC позволяет (жесткость общая) и требования к обработке предполагают большую точность, то есть меньше тех же 5 мкм, то тогда в дело вступают программные методы устранения этого остаточного люфта.
"...значит будет износ сильный..." - износ сильный - это понятие очень не однозначное.
- Если износ происходит из-за некачественных деталей (отсутствие закалки, качество изготовления поверхностей и так далее), то детали меняются на более качественные.
- Если износ происходит из-за очень интенсивной работы станка, то в дело вступает амортизация оборудования - хочешь, не хочешь, а менять запчасти придётся по времени чаще.
- Если износ наступает из-за перегрузки станка, то Вам такой станок уже маловат, требуется станок, который будет справляться с Вашими задачами в силу своих возможностей, а не через работу по принципу " Знаю, что не можешь, но надо!" :)


С осью Z проще всего, если снизу поджать каретку пружиной, надев ее на ходовой винт. Я так себе планирую сделать. Это нужно чтобы ось не отжимало и она постоянно была в верхнем положении.
Есть решение проще. Его давно предложил наш уважаемый Alsan.
Ваше решение предполагает устранение люфта по Z для более качественного съёма карты высот, чтобы избежать ошибок, только и всего, на мой взгляд.
Но эта ошибка (люфт) постоянна, и легко устраняется опусканием шпинделя по Z после снятия карты высот и перед работой на как раз эту величину люфта.
Ну как бы "полупрограммное" устранение люфта... :)

Как грит Тёзка: "Настоящего CNCишника от 3Dешника отличает то, что первый в своих конструктивных решениях всегда стремится не использовать пружины (исключения есть, например, пружины под головками винтов от их самооткручивания)"... :)
 
Как грит Тёзка:

Не помню, наверно пьяный был...

оффтоп
 
Сверху Снизу
Обнаружен блокировщик рекламы AdBlock

МЫ ДОГАДЫВАЕМСЯ, ЧТО РЕКЛАМА ВАС РАЗДРАЖАЕТ!

Конечно, Ваше программное обеспечение для блокировки рекламы отлично справляется с блокировкой рекламы на нашем сайте, но оно также блокирует полезные функции. Мы стараемся для Вас и не обязываем Вас донатить и скидывать денег на наши кошельки, чтобы пользоваться форумом, но реклама это единственное, что позволяет поддерживать проект и развивать его.

Спасибо за Ваше понимание!

Я отключил свой AdBlock    Нет, я не буду ничего отключать