Лазерно-фрезеровальная технология

GyR4uk

GyR4uk

МЕСТНЫЙ
Регистрация
01.08.2019
Сообщения
18
Репутация
5
Баллы
13
Город
Кострома
Имя
Дмитрий
Прошивка
GBRL 1.1f
Наверное я не единственный кто купил данный станок для облегчения производства печатных плат, но увы, не все так радостно, как мне казалось в самом начале перед покупкой.
Приобрёл я CNC3018PRO + laser 2.5W и как оказалось, для производства печатных плат требуется соблюдать множество уже описанных условий и вводных, что делает производство ПП не ким видом искусства.
Беды которые таяться в технологии производства ПП путем фрезеровки на данных станках:
Беда №1 Заключается в недешёвых фрезах, которые хорошо летят на началах отладки и знакомства, да и просто они не могут долго ходить. А ещё они стачиваются или ломаются, при фрезеровке в большом объёме.
Беда №2 Как не крути стоковый станок, это просто ужас для производства ПП из-за значительных люфтов, которые просто убивают тонкие дорожки (0,5мм и меньше).
Беда №3 Вытекает из беды №2, при модернизации станка и переделках стоимость может просто зашкаливать до бесконечности.
Беда №4 Если все хорошо фрезернулось (а это редко бывает), то найдутся ободранные края меди, которые соприкасаются с дорожками через изоляционный слой.

Описывать проблемы и беды можно долго и в итоге руки сами уже опустятся, но не все так печально. Не спроста тема названа "лазерно-фрезеровальная технология" по причине использования лазера и фрезера, для производства ПП.
Опишу как я делаю платы:
1) Подготовка собственно файлов ПП
1.1 Экспортирую картинку ПП (желательно в png) в максимально допустимом dpi (это важно, так влияет на качество).
1.2 Экспортирую gerber ПП
2) Используя LaserGRBL переношу рисунок ПП на стеклотекстолит, который окрашен чёрной матовой эмалью.
Настройки LaserGRB
L
1567975777307.png
1567975844421.png

3) Пока лазер трудится подготавливаю файлы сверловки и обрезки в G2G из экспортированных файлов gerbera ПП.
4) По окончанию работы лазера, меняю на шпиндель и уже в Candle начинаю совмещать файлы сверловки и обрезки с выжженным рисунком на ПП.
5) После всех действий можно и травить.

Как итог данного метода ПП получаются намного лучше, чем при фрезеровке. Но и без капли дегтя не обойтись, а он заключается в 4 пункте и долгом времени выжига ПП. Нужно максимально точно совместить ПП и файлы сверловки и обрезки, что довольно трудно.

Данным методом я начала пользоваться совсем недавно и хочу попросить о помощи людей, кто занимается подобным видом извращений, отписывать сюда: о настройках программ, чем пользуетесь, о результатах или просто идеи. Надеюсь у данного способа будет больше шансов на жизнь!

P.S. Что хотелось бы улучшить:
1) Скорость прожига ПП
2) Более точное совмещения ПП и файлов сверловки.
 

unreal

unreal

МЕСТНЫЙ
НАШ ЧЕЛОВЕК
Регистрация
02.09.2019
Сообщения
24
Репутация
36
Баллы
33
Я когда то давно забавлялся со станочком из двух DVD-rom и лазером от них же. Суть такая: на текстолит наносится слой тонера от лазерного картриджа (можно разбавить в воде и нанести кисточкой, главное как можно тоньше и ровнее), и после высыхания лазером припекается. Хватало даже такого маломощного лазера. Лишнее потом смываем и травим. Для ровного слоя тонера, под текстолит можно положить гибкий магнит (можно снять с холодильника:)), тонер хорошо магнитится. К сожалению с того раза сохранилась только одно фото с пробой этого метода. Немного не в тему, но может кому пригодится)
 

Вложения

unreal

unreal

МЕСТНЫЙ
НАШ ЧЕЛОВЕК
Регистрация
02.09.2019
Сообщения
24
Репутация
36
Баллы
33
Я когда то давно забавлялся со станочком из двух DVD-rom и лазером от них же. Суть такая: на текстолит наносится слой тонера от лазерного картриджа (можно разбавить в воде и нанести кисточкой, главное как можно тоньше и ровнее), и после высыхания лазером припекается. Хватало даже такого маломощного лазера. Лишнее потом смываем и травим. Для ровного слоя тонера, под текстолит можно положить гибкий магнит (можно снять с холодильника:)), тонер хорошо магнитится. К сожалению с того раза сохранилась только одно фото с пробой этого метода. Немного не в тему, но может кому пригодится)
Простите, возможно я насчет воды приврал, уже и не помню:) Скорее всего всё таки изопропиловый спирт для этого использовал, поскольку он высыхал практически моментально.
 

GyR4uk

АВТОР
GyR4uk

GyR4uk

МЕСТНЫЙ
Регистрация
01.08.2019
Сообщения
18
Репутация
5
Баллы
13
Город
Кострома
Имя
Дмитрий
Прошивка
GBRL 1.1f
Довольно интересный способ. Но как мне кажется, данный способ является не много грязноватым и тонер держится хуже, чем краска на стеклотекстолите. А так думаю попробовать стоит.
 

unreal

unreal

МЕСТНЫЙ
НАШ ЧЕЛОВЕК
Регистрация
02.09.2019
Сообщения
24
Репутация
36
Баллы
33
Довольно интересный способ. Но как мне кажется, данный способ является не много грязноватым и тонер держится хуже, чем краска на стеклотекстолите. А так думаю попробовать стоит.
Грязноватым был во время добычи тонера из картриджа:) А дальше главное мимо баночки со спиртом не промахнуться. Когда он уже нанесен на фольгу и высох, напоминает копоть от свечи, главное пальцами не трогать. Но мне это всё таки было удобнее, чем утюжить или химичить с фоторезистом. К сожалению попользовался недолго, семейные обстоятельства отодвинули хобби на пару лет.
 

Alsan

Alsan

МЕСТНЫЙ СТАРОЖИЛА
Команда форума
НАШ ЧЕЛОВЕК
Регистрация
03.12.2018
Сообщения
2 621
Репутация
3 825
Баллы
138
Город
Kazan
Имя
Алексей
Плата
woodpecker 3.2a
Прошивка
1.1f
2) Более точное совмещения ПП и файлов сверловки.
Предложение такое - по файлу сверловки выбираете координаты 2 или 3-х отверстий. Создаем программу сверловки этих 3-х отверстий и засверливаем текстолит. Составляем программу совмещения (помогает NC Corrector - находим координаты отверстий через NC Corrector и копируем в текстовый файл ). За точку начала координат всех УП удобно назначить одно из отверстий. Удобно создавать 2 УП совмещения: 0 - первое отверстие; 0- второе отверстие (для контроля). Совмещаете нулевое отверстие с 0 координат, запускаете УП совмещения - шпиндель останавливается над вторым отверстием. Совмещаете второе отверстие в текстолите с точкой лазера или сверлом. Для контроля можно запустит УП 0 - 3-е отверстие и убедится в точности совмещения. Фиксируем текстолит выполняем прожиг или сверловку. Так же практически для двухсторонних плат. Для наглядности в архиве пример УП.
 

Вложения

Wdcgu

Wdcgu

ПРОФИ
НАШ ЧЕЛОВЕК
Регистрация
21.12.2018
Сообщения
409
Репутация
248
Баллы
68
Город
Симферополь
Имя
Александо
Плата
3.2
Прошивка
Гбрл 1.1
Скачай диптрасе , там создаётся печатка , экспорт в дхф, а затем задаеш обработку,или фрезер или лазер,с зет щупом печатки получаются не плохие, по мне фрезеровка лучше ,задал обработку вокруг дорожек,и Сверловка четко размечена,но для фрезеровки без зет щупа можно сказать никак
Ваши сообщения автоматически объединены:

Скачай диптрасе , там создаётся печатка , экспорт в дхф, а затем задаеш обработку,или фрезер или лазер,с зет щупом печатки получаются не плохие, по мне фрезеровка лучше ,задал обработку вокруг дорожек,и Сверловка четко размечена,но для фрезеровки без зет щупа можно сказать никак
 

Efenia

Efenia

МЕСТНЫЙ СТАРОЖИЛА
Команда форума
НАШ ЧЕЛОВЕК
Регистрация
24.08.2018
Сообщения
5 451
Репутация
3 910
Баллы
155
Возраст
50
Город
Долгопрудный
Имя
Владимир
Плата
MKS DLC GRBL
2) Более точное совмещения ПП и файлов сверловки.
Ну с первым что-то подсказать сложно, не делаю я платы к сожалению, со вторым проще немного: 1) заготовка должна от начала и до последней операции со стола не сниматься (исключение двухсторонняя обработка) заготовка должна иметь постоянные машинные координаты, в принципе положение заготовки на столе можно зафиксировать например прикрутив к жертвеннику два уголка (в которые упирать заготовку будете) , 2) изначально сверлить 3-4 установочных отверстия в заготовке, в жертвеннике ставить штыри и фиксировать заготовку на них (это особенно актуально при двухсторонней обработке), обычно один станок использует 4-5 типа размеров плат, у любителей немногим больше, так почему бы жертвенник не просверлить под установку штырей именно там где эти крепежные отверстия и будут. В общем задавать заготовке фиксированные вам известные координаты, тогда совмещение будет проходить намного проще.
 

Alsan

Alsan

МЕСТНЫЙ СТАРОЖИЛА
Команда форума
НАШ ЧЕЛОВЕК
Регистрация
03.12.2018
Сообщения
2 621
Репутация
3 825
Баллы
138
Город
Kazan
Имя
Алексей
Плата
woodpecker 3.2a
Прошивка
1.1f
Ну с первым что-то подсказать сложно, не делаю я платы к сожалению, со вторым проще немного: 1) заготовка должна от начала и до последней операции со стола не сниматься (исключение двухсторонняя обработка) заготовка должна иметь постоянные машинные координаты, в принципе положение заготовки на столе можно зафиксировать например прикрутив к жертвеннику два уголка (в которые упирать заготовку будете) , 2) изначально сверлить 3-4 установочных отверстия в заготовке, в жертвеннике ставить штыри и фиксировать заготовку на них (это особенно актуально при двухсторонней обработке), обычно один станок использует 4-5 типа размеров плат, у любителей немногим больше, так почему бы жертвенник не просверлить под установку штырей именно там где эти крепежные отверстия и будут. В общем задавать заготовке фиксированные вам известные координаты, тогда совмещение будет проходить намного проще.
Преимущество того,что написал выше, в том что имея "нулевое отверстие на плате и еще пару отверстий всегда можно точно выставить плату не зависимо снимал ты её для травления или нет.
 

Efenia

Efenia

МЕСТНЫЙ СТАРОЖИЛА
Команда форума
НАШ ЧЕЛОВЕК
Регистрация
24.08.2018
Сообщения
5 451
Репутация
3 910
Баллы
155
Возраст
50
Город
Долгопрудный
Имя
Владимир
Плата
MKS DLC GRBL
Преимущество того,что написал выше, в том что имея "нулевое отверстие на плате и еще пару отверстий всегда можно точно выставить плату не зависимо снимал ты её для травления или нет.
так я тоже про это написал см. п 2), в общем все то-же самое, только вы снимаете для травления, я описал для переворота, если отверстия симметричные то верти как хочешь.
 

Alsan

Alsan

МЕСТНЫЙ СТАРОЖИЛА
Команда форума
НАШ ЧЕЛОВЕК
Регистрация
03.12.2018
Сообщения
2 621
Репутация
3 825
Баллы
138
Город
Kazan
Имя
Алексей
Плата
woodpecker 3.2a
Прошивка
1.1f
  • Последнее редактирование:
Последнее редактирование:
так я тоже про это написал см. п 2), в общем все то-же самое, только вы снимаете для травления, я описал для переворота, если отверстия симметричные то верти как хочешь.
Фишка в том, что не важно какие отверстия, симметричные, не симметричные. Совместил нулевое отверстие со шпинделем, зафиксировал иглой, запустил УП, шпиндель встал над вторым отверстием, совместил, зафиксировал текстолит, работай. Снял ты текстолит, не снял, решил доделать через месяц не играет роли, если в папке с проектом сохранена УП контрольных отверстий.
Пример УП:
G21 G40 G54
G80 G90 G94
G00 Z1
G00 X0 Y0 (нулевые координаты, первое отверстие)
G00 X-12.014 Y91.643(координаты второго отверстия)

Для двухсторонней платы такая же программа координат отверстий, но координаты второго отверстия берутся из файла сверловки с другой стороны. Естественно второе отверстие должно быть одно и тоже. Для параноиков можно увеличит количество контрольных отверстий - совмещение будет 200%:).
 

Efenia

Efenia

МЕСТНЫЙ СТАРОЖИЛА
Команда форума
НАШ ЧЕЛОВЕК
Регистрация
24.08.2018
Сообщения
5 451
Репутация
3 910
Баллы
155
Возраст
50
Город
Долгопрудный
Имя
Владимир
Плата
MKS DLC GRBL
Фишка в том, что не важно какие отверстия, симметричные, не симметричные. Совместил нулевое отверстие со шпинделем, зафиксировал иглой, запустил УП, шпиндель встал над вторым отверстием, совместил, зафиксировал текстолит, работай. Снял ты текстолит, не снял, решил доделать через месяц не играет роли, если в папке с проектом сохранена УП контрольных отверстий.
Пример программы:
G21 G40 G54
G80 G90 G94
G00 Z1
G00 X0 Y0 (нулевые координаты, первое отверстие)
G00 X-12.014 Y91.643(координаты второго отверстия)

Для двухсторонней платы такая же программа координат отверстий, но координаты второго отверстия берутся из файла сверловки с другой стороны. Естественно второе отверстие должно быть одно и тоже. Для параноиков можно увеличит количество контрольных отверстий - совмещение будет 200%:).
В каждой работе свои хитрости, с отверстиями резал фанеру 30мм ( три листа 10 склеенные между собой) с одной стороны длинна рабочей части кукурузы не позволяла резать, пришлось выпендриваться.
 

GyR4uk

АВТОР
GyR4uk

GyR4uk

МЕСТНЫЙ
Регистрация
01.08.2019
Сообщения
18
Репутация
5
Баллы
13
Город
Кострома
Имя
Дмитрий
Прошивка
GBRL 1.1f
На данном станке можно фрезеровать платы, но дорожек мень 0,5 мм будет добиться крайне сложно и как правильно результат хороший фрезеровки крайне мал.
По поводу совмещений ПП и файлов сверловки(фрезеровки) мысли верные и я их стараюсь придерживаться.
Появились вопросы о покрытии печатной платы перед выжигом, что лучше применить кроме эмали и фоторезиста.
Ваши сообщения автоматически объединены:

Появилась идея совместить лазер и фрезер, чтоб луч лазера и само сверло было на одной линии, а расстояние можно будет измерить и делать поправку для управляющих программ.
 

Efenia

Efenia

МЕСТНЫЙ СТАРОЖИЛА
Команда форума
НАШ ЧЕЛОВЕК
Регистрация
24.08.2018
Сообщения
5 451
Репутация
3 910
Баллы
155
Возраст
50
Город
Долгопрудный
Имя
Владимир
Плата
MKS DLC GRBL
На данном станке можно фрезеровать платы, но дорожек мень 0,5 мм будет добиться крайне сложно и как правильно результат хороший фрезеровки крайне мал.
По поводу совмещений ПП и файлов сверловки(фрезеровки) мысли верные и я их стараюсь придерживаться.
Появились вопросы о покрытии печатной платы перед выжигом, что лучше применить кроме эмали и фоторезиста.
Ваши сообщения автоматически объединены:

Появилась идея совместить лазер и фрезер, чтоб луч лазера и само сверло было на одной линии, а расстояние можно будет измерить и делать поправку для управляющих программ.
так примерно реализовано у 3д принтеров, с их Zщюпом причем абсолютно не важно по одной линии или вообще где-то в пространстве, лишь бы было смещение точно известно и прописано.
Ваши сообщения автоматически объединены:

Появились вопросы о покрытии печатной платы перед выжигом, что лучше применить кроме эмали и фоторезиста.
да без разницы чем, лишь бы хлорное железо( или что там еще сейчас для травления используют) не разьедало, да не прозрачнным было, хоть лаком для ногтей покрасте, как это раньше и делали.
 

GyR4uk

АВТОР
GyR4uk

GyR4uk

МЕСТНЫЙ
Регистрация
01.08.2019
Сообщения
18
Репутация
5
Баллы
13
Город
Кострома
Имя
Дмитрий
Прошивка
GBRL 1.1f
Может есть, кто подскажет программу, которая сделает из gerber файлов траекторию для выжигания лазером, чтобы можно было настраивать ширину изолирующего слоя.
 
Обнаружен блокировщик рекламы AdBlock

МЫ ДОГАДЫВАЕМСЯ, ЧТО РЕКЛАМА ВАС РАЗДРАЖАЕТ!

Конечно, Ваше программное обеспечение для блокировки рекламы отлично справляется с блокировкой рекламы на нашем сайте, но оно также блокирует полезные функции. Мы стараемся для Вас и не обязываем Вас донатить и скидывать денег на наши кошельки, чтобы пользоваться форумом, но реклама это единственное, что позволяет поддерживать проект и развивать его.

Спасибо за Ваше понимание!

Я отключил свой AdBlock    Нет, я не буду ничего отключать