- Регистрация
- 24.08.2021
- Сообщения
- 3 388
- Реакции
- 4 597
- Баллы
- 138
- Адрес
- очень далеко от России
- Имя
- Валерий
- Станок
- CNC 6040
- Плата
- самодельная
Последнее редактирование:
Приобрел CNC 3018 MAX. Вообще-то есть у меня несколько серьезный машин, но они тяжелые, поэтому живут на даче. А эту купил для квартирного пользования, делать печатные платы и корпуса. Собрал, запустил, попробовал сделать простую плату - сломал две фрезы... Сначала хотел отправить изделие сумрачного китайского гения на запчасти, а потом подумал, что давненько не брал я в руки шашки (раньше предпочитал конструировать свои ЧПУ) и решил довести китайца до ума.
Начал с исследований. Результаты оказались шокирующие.
- Биение шпинделя - 150 микрон, в пять раз хуже минимально допустимого. Однозначно на помойку. Нашел в запчастях другой, тоже китайский, но с 30-микронным биением, заменил.
- Люфт в линейных подшипниках ужастный, легкое качание шпинделя рукой производит характерный стук в подшипниках и приводит 0.5 мм отклонению фрезы.
- Люфт в гайках ходовых винтов – 0.2 мм. И это китайцы смеют называть антилюфтовым механизмом…
Ладно, попытаемся воспитать кривого китайца.
С открытыми подшипниками можно выбрать люфт, а с закрытыми – фигвам… Вывод: чтобы скорректировать люфт, достаточно заменить подшипники на открытые и поставить подстроечные винты. Но в моем станке все несколько усложнилось: китайцы поставили на Z некаленые оси. Станок проработал всего ничего, минут 20, а осям пришел трындец…
А вот так выглядит китайская запрессовка подшипников…варвары… Понятно, почему поцарапались оси.
Каленых 8мм осей в закромах не нашел, пришлось менять поцарапанные на некаленные (от принтера) и точить пластиковые втулки (если кто захочит повторить – без развертки на 8мм делать не советую). Выточил втулки из дельрина, выверлил запрессовки оригинальных подшипников (сверло 3.2 мм), выдавил подшипники, нарезал резьбу М4 (для подстроечных винтов) и впрессовал втулки. Подстроечные винты нужны для точного устранения остаточного люфта. Но в моем случае, т.к. втулки были сделаны с малым допуском (диаметр оси – 7.98 мм, втулки – 8 мм), устранение остаточного люфта не потребовалось.
Ну и приделал полезную прибамбаску – ручку для оси Z. Для чего просверлил на глубину 10 мм вал двигателя и нарезал резьбу М3.
Но я нашел в запчастях только один открытый подшипник, поэтому на одну ось поставил двойку открытый-закрытый, а на другую выточил дельриновую втулку. Поколдовал немного с подстроечными винтами – люфт ушел.
Из-за этого зазора антилюфтовый механизм создает дополнительный люфт вместо его компенсации. Этот люфт невозможно скомпенсировать программными методами из-за того, что угол поворота гайки нестабилен, зависит от усилия и трения в каждый конкретный момент.
Самое простое решений – нарезать резьбу М4 в двух отверстиях гайки и выточить на ЧПУ накладку из текстолита.
Чем точнее накладка входит в паз – тем меньше люфт. В моем случае люфт по X и Y уменьшился с 200 до 30 микрон, а по оси Z практически исчез. Рузультаты показаны в видео.
видео: тест люфта
Ну и конечный результат – тест царапания дорожек печатной платы под микроскопом. Дорожки – 0.4 мм, зазор – 0.2 мм. Программмы: Layout и GGEasy (gerber->gcode).
![PCB.jpg PCB.jpg](https://cnc3018.ru/data/attachments/28/28626-0493c2d522590100da875359a69f0971.jpg)
Начал с исследований. Результаты оказались шокирующие.
- Биение шпинделя - 150 микрон, в пять раз хуже минимально допустимого. Однозначно на помойку. Нашел в запчастях другой, тоже китайский, но с 30-микронным биением, заменил.
- Люфт в линейных подшипниках ужастный, легкое качание шпинделя рукой производит характерный стук в подшипниках и приводит 0.5 мм отклонению фрезы.
- Люфт в гайках ходовых винтов – 0.2 мм. И это китайцы смеют называть антилюфтовым механизмом…
Ладно, попытаемся воспитать кривого китайца.
ОСЬ Z
Разобрал ось Z и сразу увидел причину люфта в линейных подшипниках: вместо открытых китайцы поставили закрытые подшипники.![bushing types.jpg bushing types.jpg](https://cnc3018.ru/data/attachments/28/28618-a53f264ea5aacbcfb84df3d15574b41e.jpg)
С открытыми подшипниками можно выбрать люфт, а с закрытыми – фигвам… Вывод: чтобы скорректировать люфт, достаточно заменить подшипники на открытые и поставить подстроечные винты. Но в моем станке все несколько усложнилось: китайцы поставили на Z некаленые оси. Станок проработал всего ничего, минут 20, а осям пришел трындец…
![Z axis damaged.jpg Z axis damaged.jpg](https://cnc3018.ru/data/attachments/28/28619-ac9ef742b9ef5b8aad5ce9a52e1f516b.jpg)
А вот так выглядит китайская запрессовка подшипников…варвары… Понятно, почему поцарапались оси.
![original bearing pressing.jpg original bearing pressing.jpg](https://cnc3018.ru/data/attachments/28/28620-21badaf0e1341c7216eed59cbf071ac7.jpg)
Каленых 8мм осей в закромах не нашел, пришлось менять поцарапанные на некаленные (от принтера) и точить пластиковые втулки (если кто захочит повторить – без развертки на 8мм делать не советую). Выточил втулки из дельрина, выверлил запрессовки оригинальных подшипников (сверло 3.2 мм), выдавил подшипники, нарезал резьбу М4 (для подстроечных винтов) и впрессовал втулки. Подстроечные винты нужны для точного устранения остаточного люфта. Но в моем случае, т.к. втулки были сделаны с малым допуском (диаметр оси – 7.98 мм, втулки – 8 мм), устранение остаточного люфта не потребовалось.
Ну и приделал полезную прибамбаску – ручку для оси Z. Для чего просверлил на глубину 10 мм вал двигателя и нарезал резьбу М3.
![Z axis fixed.jpg Z axis fixed.jpg](https://cnc3018.ru/data/attachments/28/28621-a9579cf49c87e2bbe61e9cc95374020c.jpg)
ОСЬ X
Ось, слава богу, каленая. Поэтому достаточно заменить закрытые подшипники на открытые, предварительно нарезав резьбу М4 под подстроечные винты. Более бюджетный вариант – заменить только два подшипника на открытые (по диагонали).Но я нашел в запчастях только один открытый подшипник, поэтому на одну ось поставил двойку открытый-закрытый, а на другую выточил дельриновую втулку. Поколдовал немного с подстроечными винтами – люфт ушел.
![X axis.jpg X axis.jpg](https://cnc3018.ru/data/attachments/28/28622-a0ae9bdb14d438478c919fb63449da7c.jpg)
ОСЬ Y
Тут бы тоже надо сделать как с осью X, но открытых подшипников больше нет, а втулки точить лень… Поэтому пока сделал по-простому: устранил люфт небольшим перекосом подшипникодержателей по отношению к осям. Не комильфо, но как временная мера сойдет. А когда придут открытые пожшипники – сделаю все по-уму.ЛЮФТ В ХОДОВЫХ ВИНТАХ
Причина люфтов – зазор в антилюфтовом механизме.![original nut.jpg original nut.jpg](https://cnc3018.ru/data/attachments/28/28624-d7bc1c9dcd54d0c861cda59f7e7c1b97.jpg)
Из-за этого зазора антилюфтовый механизм создает дополнительный люфт вместо его компенсации. Этот люфт невозможно скомпенсировать программными методами из-за того, что угол поворота гайки нестабилен, зависит от усилия и трения в каждый конкретный момент.
Самое простое решений – нарезать резьбу М4 в двух отверстиях гайки и выточить на ЧПУ накладку из текстолита.
![backlash fixed.jpg backlash fixed.jpg](https://cnc3018.ru/data/attachments/28/28625-6e00661afde78e6f699a3ecbbb468135.jpg)
Чем точнее накладка входит в паз – тем меньше люфт. В моем случае люфт по X и Y уменьшился с 200 до 30 микрон, а по оси Z практически исчез. Рузультаты показаны в видео.
видео: тест люфта
Ну и конечный результат – тест царапания дорожек печатной платы под микроскопом. Дорожки – 0.4 мм, зазор – 0.2 мм. Программмы: Layout и GGEasy (gerber->gcode).
![PCB.jpg PCB.jpg](https://cnc3018.ru/data/attachments/28/28626-0493c2d522590100da875359a69f0971.jpg)