Недавно столкнулся с обсуждаемым эффектом... Разобрал двигатель ЕМ-181 (от принтера) с целью заменить вал на 6-ти миллиметровый (родной проточен на конце до 5 мм)... Вал заменил без проблем и заняла эта операция не более получаса... Первое, что сделал после сборки, крутнул вал для проверки легкости вращения и был сильно удивлен - легкость была явно избыточна! Т.е. двигатель крутился не как шаговый, а как обычный... Последовавшая тут же проверка с контроллером показала, что двигатель работает, но момент явно слабее, чем у такого же не переделанного! Правда, "измерения" проводились путем зажимания вала пальцами... Последующие разбирательства по данному недоразумению прояснили, что родной вал сделан из немагнитного материала, я же вставил стальной вал... Но после возвращения родного вала на место, двигатель, к сожалению, былой удали не восстановил
...
Тут уж ничего другого не оставалось, как лезть в интернет за разъяснениями... И разъяснения нашлись, правда, уже не помню где... Но сводились они к тому, что некоторые типы магнитов теряют свойства в "свободном пространстве"... И двигатели, в которых используются такие магниты, намагничиваются в собранном виде.
Сегодня, почитав эту тему и увидев, что вопрос еще не полностью раскрыт, решил внести свою лепту, для чего по-быстрому собрал "испытательный стенд" из нитки и пружинных весов и сравнил по моменту разбиравшийся и нетронутый однотипные двигатели... Оказалось, что разбиравшийся двигатель "тянет" слабее нетронутого почти в два раза (1,1 кг против 1,9 кг)!
Вывод: больше не буду разбирать шаговые двигатели, не убедившись однозначно, что используемый в нем магнит к разборке нечувствителен!